Вы здесь

Украшение стен лепниной

Лепнина была известна еще в Древнем Египте. В античной Греции рельефным декором покрывались колонны и стены. Германия, времена барокко - эпоха наивысшего расцвета искусства изготовления лепных орнаментов. Конец XIX - начало XX века - период, когда - лепные украшения перестали быть достоянием дворцов и храмов и стали широко использоваться для отделки жилых помещений, придавая им индивидуальность и благородство. В наши дни лепнина переживает второе рождение. Особый стиль и многообразие орнаментов привлекают многих.

приклеивание лепнины к стене

Изготовление лепных украшений начинается с создания модели - образца, по которому будут формоваться отливки. Для этого чаще всего применяют гипс, цемент, глину, пластилин, дерево, камень, кость, а иногда - металл. Сделать хорошую модель очень сложно и порой под силу только профессионалу, поэтому часто за основу берутся уже готовые образцы. Перед отливкой готовые модели зачищаются, мелкие трещины и дефекты заделываются материалом, из которого изготовлена форма. Чтобы модели хорошо вынимались из формы, применяют различные смазочные или разделительные составы.

розетка лепнины

Отполированную модель из дерева несколько раз покрывают спиртовым шеллачным лаком или бесцветным нитролаком, неполированную - мыльной пеной, взбитой в горячей воде с добавлением нескольких капель репейного масла. Отполированные модели из твердых пород камня, гипса, ангидрида, кости прокрашиваются 2-3 слоями нитролака, а матовые промазываются тонким слоем пены из светлого мыла, взбитой в горячей воде с добавлением талька. Модели из металла покрывают 3-4 слоями спиртового шеллачного лака, доводя поверхность до блеска, а из бронзы - мыльной пеной.

бордюр лепнина

Формы бывают одноразовые и для многократных отливок и различаются по способу их изготовления. Гипсовые кусковые сделаны из полос глины, клеевые - из технического желатина, формопластовые - из материала, полученного на основе полихлорвиниловых смол, бетонные - из бетона. Для изготовления бетонных форм готовится цементный раствор, состоящий из 1 части цемента и 2,5 частей песка. Модель для лепнины делят на две симметричные части. Одну половину помещают разрезом вниз в формовочный ящик и фиксируют деревянными клиньями. Модель и ящик покрывают смазкой и вокруг модели набивают цементный раствор, толщиной 4-5 см. Также набивают вторую половину. Половинки, набравшие достаточную прочность, соединяют хомутами или скобами.

оформление угла

После изготовления формы приступают к формованию гипсовых изделий. Существуют несколько технологий заполнения формы гипсом. Если деталь должна иметь плоский рельеф, то лучше всего применять заливку. Подготовленную форму смазывают соответствующей смазкой и заливают до краев гипсом, снимая излишки раствора теркой. При необходимости армирования форму наполняют наполовину, закладывают арматуру и затем заливают остальную часть.

изделия из лепнины фото

Для изготовления объемных изделий лепнины используют отливку в окатку. Форму из нескольких частей прочно связывают, заполняют раствором на треть объема и вращают так, чтобы гипс "окатил" все внутренние плоскости формы, остаток гипса сливают. Операцию заливки с окатыванием повторяют до тех пор, пока стенки не достигнут необходимой толщины.

Плоские изделия, имеющие двухсторонний рельеф, формуются в надавку. Плоские формы смазывают, заливают гипсом и, плотно прижимая, накладывают одну на другую. Выступивший на стыке излишек гипса снимают. При армировании в более глубокую часть формы закладывают пеньку или дрань.
В домашних условиях для изготовления лепных изделий вместо глины можно использовать папье-маше, так как этот материал наиболее точно воспроизводит оттиск с любой модели сложного рельефа. Кроме того, он очень легок, хорошо приклеивается и прекрасно реставрируется.

Для получения папье-маше потребуется бумажная масса. Приготовить ее можно следующим способом. Газетная бумага режется на мелкие куски, складывается в емкость, заливается крутым кипятком и варится в течение 4-6 часов. Затем воду сливают, полученную массу пропускают через мясорубку, скатывают в небольшие валики и сушат. Высушенные валики трут на мелкой терке.

отделка каминн

На 10 частей бумажной массы берется 3 части мелкопросеянного мела и по 2 части сухого столярного клея и пшеничной муки. Муку замешивают холодной водой до получения жидкого без комков теста и заливают горячим раствором столярного клея. Полученный клейстер должен быть жидким, при необходимости в него добавляют горячую воду. Бумажную массу смешивают с мелом и заливают клейстером. Все хорошо перемешивают.
Отливку изделий из папье-маше производят по следующей технологии. Форму изнутри покрывают 2-3 слоями разделительного состава или припудривают тальком, слегка подсушивают и набивают приготовленной смесью. Высушенное изделие вынимают из формы, зашкуривают неровности и приклеивают на нужное место (пока оно не пересохло), окрашивают в нужный цвет краской из аэрозольных баллончиков.украшения потолка лепниной фото

Гипсовые детали, в отличие от изделий из папье-маше, крепятся более основательно. Легкие элементы можно прикрепить чистым гипсовым или цементным раствором. Раствор наносится небольшим слоем на деталь и место крепления и слегка притирается на стыке. Более сложные детали крепят на гвоздях или костылях. Гипсовые потолочные розетки небольшого диаметра и простого рельефа сначала закрепляют раствором, а затем прибивают в 2-4 местах гвоздями или ввинчивают шурупы. Вбивать гвозди или ввинчивать шурупы рекомендуется в косом направлении.

оформление стены фото

Крупные гипсовые детали дополнительно крепят гвоздями с подвеской на проволоке. Места установки деталей насекают, затем крепят раствором и привязывают оцинкованной проволокой.

Дефектами лепных изделий могут быть сколы, утрата отдельных фрагментов, шелушения краски. Чтобы очистить лепнину от набела, поверхность смачивают водой до набухания краски, после чего осторожно чистят лепным инструментом или жесткой кистью.

Очищенную лепку промывают водой и подправляют при необходимости гипсовым раствором. Масляную краску с гипсовых изделий удаляют пастой из просеянного мела и известкового теста, взятых в равных частях и разведенных 20-процентным раствором каустической соды. Смесь накладывается на поверхность слоем 1,5-2 мм и выдерживается в течение полутора часов. Размягченную краску снимают шпателем, а поверхность промывают водой. Так же хорошо размягчает масляную краску струя пара.

Если после формовки готовые гипсовые лепные изделия обработать 30-процентным раствором медного или железного купороса, а после образования пленки покрыть олифой, гипс будет устойчивым к влаге. Периодическими промывками можно будет удалять набел без повреждения рельефа и продлевать жизнь элементам классики в вашем доме.