Вы здесь

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined property: stdClass::$comment_count в функции comment_node_page_additions() (строка 728 в файле /bhome/part3/03/vh41641/murawey.ru/www/modules/comment/comment.module).

Что такое орнамент. Принцип построения орнамента

Орнамент является одним из средств художественной выразительности и подчинен художественном содержанию объекта, его характеру и форме.
Орнамент разделяют на геометрический, растительный животный в зависимости от его рисунка. Кроме этого, орнамент подразделяется по стилям или национальным признакам, а так же по признакам техники исполнения или материала: резной, чеканный, лепной, живописный. Живописный орнамент называется альфрейным.

Орнамент строится по принципу повторяемости одних и тех же элементов или на их зеркальном, симметричном изображении.
При внимательном рассмотрении орнаментальной росписи всегда можно увидеть основной мотив, который повторяется и ритмически переносится на последующие участки росписи. Часть росписи, в которой отражены все детали мотива, называется французским словом «рапорт». Основные виды рапорта следующие: ленточный, сплошной, сетчатый ковровый, центральный лучевой розетчатый и обратный, или геральдический.

Ленточный рапорт является наиболее распространенным; применяется для обрамлений, полос, филенок, тяг и пр. Повторяющийся мотив этого рапорта, как правило вписан в прямоугольник или ромб.
Сплошной сетчатый ковровый рапорт применяется при изготовлении ковров и других тканей; в альфрейных работах весьма часто применяется при отделке плоскостей под шелк и ситец. Мотив этого рапорта вписывается в прямоугольную или наклонную сетку. Наклон сетки может изменяться в зависимости от характера рисунка.

рисунок орнамента

Центральный лучевой розетчатый рапорт применяется при росписях розеток, кессонов. Мотив этого рапорта вписывается в треугольник.
Обратный, или геральдический, рапорт основал на симметрии зеркального изображения, т. е. мотив переносится вертикально с одной стороны оси на другую.

Зная принципы построения различных видов рапорта и овладев способами их сочетаний, что дается практикой, можно создавать новые рисунки орнамента, сохраняя основной его мотив.


Более глубокое изучение законов композиции орнаментальных лент, фризов, обрамлений, сетчатых орнаментов (сплошное заполнение рисунком отделываемых плоскостей) вскрыло математические основы симметрии, в результате чего определились различные виды симметрии для построения ленточного и сетчатого орнаментов.

Математические основы законов симметрии дали возможность художникам и декораторам организованно решать вопросы композиции орнамента, упростив их построение. Причем для построения ленточного или фризового орнаментов стали пользоваться семью видами симметрии, а для построения сетчатого орнамента семнадцатью.